Радуйся, Ангелов и Архангелов начальниче!

20-21 ноября 2024 года состоялась паломническая поездка в Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь.

Насельники монастыря во главе с архимандритом Георгием (Евдачевым) возрождают древнюю благочестивую традицию служения ночной заупокойной Божественной литургии на Михайлов день. Богомольцы приняли участие в Божественной литургии и панихиде, во время которой молились об упокоении душ усопших сродников, воинов и всех православных христиан. В монастыре хранятся более четырехсот частиц Святых угодников Божиих и чудотворных икон, среди которых: чудотворная икона и частица мощей вмч. Георгия Победоносца, храмовая икона Божией Матери «Спорительница хлебов» времен прп. Амвросия Оптинского, икона Божией Матери «Утешение» с частицей ризы Божией Матери, частица мощей вмч. Варвары, мч. Вонифатия, сщм. Харалампия, мч. Трифона, пророка и крестителя Господня Иоанна, башмачок свт. Спиридона Тримифунтского, поруч св. прав. Иоанна Кронштадтского, чудотворная икона святителя Николая с частицей мощей, ковчег с частицами мощей исповедника Георгия (Лаврова), чудотворная икона «Достойно есть», образ Пресвятой Богородицы, написанный и освященный на Афоне 250 лет назад, мощи св. Андрея Мещовского, Христа ради юродивого и другие. По окончании богослужения паломники были приглашены на монастырскую трапезу.

Историческая справка. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. Этот Собор осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – 9-м месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. 8-й день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю составляют Господства, Силы и Власти. В низшую входят Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского – «кто как Бог»), который низринул с Неба, возгордившегося денницу с другими павшими духами.