Крестные ходы

Крестный ход - это сугубое молитвенное обращение к Богу.

Крестные ходы в собственном смысле слова появились в Церкви Божией в начале V столетия в Константинополе благодаря святому отцу нашему Иоанну Златоусту. В то время ариане устраивали на улице ночные песнопения, чтобы завлечь народ в свою ересь, отрицавшую единосущие Святой Троицы. Святитель Иоанн, видя происходившую отсюда опасность, наказал православным также упражняться в пении гимнов. Сократ Схоластик передал любопытные подробности этого святительского наказа: «исповедники единосущия ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей».
Думаю, всем православным полезно помнить, что эти первые в истории крестные ходы были посвящены защите самой главной истины нашей веры – догмата Святой Троицы. Крестный ход, таким образом, по своему происхождению есть ни что иное, как торжественное многолюдное свидетельство в общественном пространстве о Православной вере. Крестный ход, по выражению Архиерейского Собора Русской Церкви (2008 г.), есть «видимое выражение веры и благочестия народа Божия».
От греческой церкви крестные ходы были усвоены на Руси. Уверенно можно говорить об этой традиции начиная с Крещения Руси при святом князе Владимире.
Крестный ход является выражением единой народной веры и усердным молением к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи. 
Крестный ход, по пути которого незримо следуют ангелы, ограждает поселение, город и все государство. Неприступна твердыня, окруженная стеной пламенной молитвы.
 
                                                                               *    *   *
Соборные молитвы, которые проходят под открытым небом, под солнцем – во вселенском святилище, созданном Самим Творцом, имеют большое значение. Нечто подобное совершали и древние израильтяне, когда осаждали Иерихон. Такое шествие, по указанию Божию, совершил Иисус Навин. Впереди несли ковчег Завета, а перед ковчегом шли священники, трубя в трубы. Семь дней народ обходил Иерихон в торжественном молитвенном молчании. На седьмой день иерихонские стены рухнули и город был взят (см.: Нав. 6). Мы, христиане, носим вместо ковчега Завета кресты, иконы и хоругви, вместо труб – у нас колокола, и поем духовные песнопения:
Кресты носим, Бога просим:
Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!
Из всех знамений, которые мы носим, крест занимает первое место. Ибо ему еще на Христовой Голгофе дана сила изгонять нечистого, оздоровлять, очищать, освящать людей и животных, человеческие жилища и дома. Народ Божий знает об этом, потому и называет такие шествия крестными ходами.
Крестный ход – это духовный боевой поход против бесовского зла, а народ, идущий крестным ходом, – воинство Христово. А если кто-то насмехается над крестным ходом, разве это важно? Человек, лишенный Духа Божия, так же насмехается и над храмом, и над теми, кто молится в храме, и над молитвой, и над верой вообще. Разве насмешки могут устрашить крестоносцев, воюющих против невидимых сатанинских сил, куда более страшных, чем эти несчастные насмешники? И, наконец, те, кто насмехается над святыней, насмехаются над собственным счастьем. Подтверждений тому множество. Вот одно из них.
Как-то по деревне к полю шел крестный ход. Один человек, недавно вернувшийся из Америки с заработков, стоял перед своим домом и насмехался над молящимися. Вскоре на ту деревню обрушился сильный ливень. Он не повредил деревне, но на поле насмешника намыл столько песка, что не было видно ни земли, ни пшеницы.
Соборная молитва никогда не оставалась без добрых плодов, особенно когда молитва носила покаянный характер и выражала преданность воле Божией. Народ знает духовную пользу крестных ходов и потому так любит их. Если бы они множество раз не пролили дождь на иссохшие нивы, не притупили косу смерти во время эпидемий, не вернули мир во время смут, разве народ любил бы так крестные ходы и разве носил бы так ревностно кресты по городам и селам?
У мусульман нет крестных ходов. Однажды в период турецкого ига в неком македонском городе произошло одно незабываемое событие. Была страшная засуха. Турки попросили христиан пройти крестным ходом, и народ во главе с владыкой и духовенством двинулся крестным ходом к источникам за пределами города. В одной процессии шли мусульмане, а в другой – христиане. Молитвы еще не были прочитаны до конца, когда небо затянулось облаками и хлынул такой ливень, что молящиеся вмиг разбежались по домам.
 
Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма.
 
 
07 мая – Кресто-Воздвиженский женский монастырь г.Севск 
Крестный ход по городу около 7 км., посвящен перенесению иконы Божией Матери «Молченской» в 1612г. Сама икона была явлена в 1405г. в Путивльских краях. 
По окончании крестного шествия паломники посетят святой источник во  Имя Святой Троицы д.Ольгино.
(Пожертвование 400 руб.; отправление в 06.30час)
(Входит: проезд, сопровождение группы)
 
 
17-18 мая-Серпуховский Высоцкий мужской монастырь г.Серпухов
Крестный ход по городу около 2 км., посвящен чудотворной иконе Матери Божией «Неупиваемая чаша», с посещением Введенского Владычного женского монастыря, собора Николая Чудотворца Белого.
 (Пожертвование 1200 руб.; отправление в 23.30час)
(Входит: проезд, экскурсионное обслуживание)
 
 
21-22 мая – Свято-Никольский скит (1800г.) с.Растворово, Калужская митрополия.
Крестный ход около 10 км., посвящен святителю Николаю Чудотворцу. Ранний выход из Свято-Георгиевского Мещовского монастыря в Свято-Никольский скит.
(Пожертвование 1200 руб.; отправление в 12.00час)
(Входит: проезд, экскурсионное обслуживание)
 
 
 
01-10 июня- г.Киров, Вятская митрополия
Великорецкий крестный ход - торжественное шествие с образом святителя Николая Чудотворца XIVв. из города Кирова в село Великорецкое, на берег реки Великой около 180 км.
С Подробной информацией можно ознакомиться на сайте: velikoretsky-hod.ru.
В начале крестного пути паломники заезжают в Свято-Успенский собор г.Владимира.
Пожертвование будет известно за месяц до поездки. Сумма пожертвония зависит от количества паломников.
(ооправление в 23.00час)
 
 
07 июля– Храм в честь Святителя Николая Чудотворца село Барятино., Калужская митрополия. 
Крестный ход около 4 км., посвящен святому пророку и Крестителю Господню Иоанну, на святой источник –место явления святого пророка Иоанна Крестителя. Водосвятный молебен с акафистом св.пророку Иоанну Крестителю.
Омовение в святых источниках. На этом месте находятся три источника: Пророка и Крестителя Господня Иоанна, святителя Николая Чудотворца, Калужской иконы Божией Матери.
(Пожертвование 700 руб.; отправление в 06.30час)
(Входит: проезд, экскурсионное обслуживание)
 
13 июля -Храм в честь святителя Николая Чудотворца с.Балыкино, Погарский р-он, Клинцовская епархия.
Крестный ход около 3 км. посвящен иконе Божией Матери «Балыкинская». По окончании Божественной Литургии совершается Крестных ход на источник во имя иконы Матери Божией «Балыкинская»
 (Пожертвование 500 руб.; отправление в 06.15час)
(Входит: проезд,  экскурсионное обслуживание)
 
13 июля   - Храм во Имя Святой Троицы с.Голубея., Дубровский р-он, Брянская митрополия.
 Крестный ход около 1 км., посвящен Собору Двенадцати Апостолов,  на святой источник Двенадцати Апостолов. Водосвятный молебен. Омовение в святом источнике. Крестный ход совершается после Божественной Литургии.
 (Пожертвование 450 руб.; отправление в 07.00час)
(Входит: проезд,  экскурсионное обслуживание)
 
 
13-22 июля – г.Екатеринбург -"Царские дни"
Поездка посвящена столетию со дня мученической кончины святых царственных страстотерпцев и преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны Романовой.
Во время паломничества  группа принимает участие в двух Крестных ходах: от Храма-на-Крови в монастырь в честь Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме около 21 км.; Крестный ход от Свято-Троицкого Архиерейского подворья до Напольной школы и далее в монастырь во имя святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, г. Алапаевск около 14 км.
(Пожертвование 14 500 руб.; отправление в 09.00час)
(Входит: проезд, 2-х разовое питание, проживание, экскурсионное обслуживание)
 
 
28-30 июля - Воскресенский собор г.Тутаев (Романово-Борисоглебск), Рыбинская епархия, Ярославская митрополия. 
Крестный ход  около 20 км., посвящен образу Всемилостивого Спаса Нерукотворного XVв. (самая большая в России чудотворная икона Спасителя). Божественная Литургия. Омовение в Святом источнике во имя свт.Николая Чудотворца.
(посещение могилы отца Павла Груздева на Леонтьевском кладбище).
 
История иконы:
По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.
 
За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.
 
В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.
 
По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.
 (пожертвование 1800 руб.; отправление в 18.00час)
(Входит: проезд, сопровождение группы)
 
 
18-19 августа   - Спасо-Преображенский скит с.Подкопаево, Калужская митрополия
Крестный ход около 20 км., посвящен Преображению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ранний выход из Свято-Георгиевского Мещовского монастыря в Спасо-Преображенский  скит.
 
История скита:
История самого большого из трех вышеназванных села Подкопаево очень древняя. По документальным источникам оно известно с XVII века как владение Лопухиных и называлось оно тогда Спасское - (Подкопаево). Спасо-Преображенский храм и колокольня с проездными воротами построены в конце XVII века П. И. Лопухиным. 
В 1701 году над воротами была освящена церковь во имя Алексия Митрополита Московского. По местным преданиям, Алексеевская церковь была построена в честь святителя митрополита Алексия, небесного покровителя царевича Алексея Петровича, сына Петра  I  и царицы Евдокии.
По преданию монастырь был построен для царицы Евдокии Лопухиной ее сродниками, после пострига ее в монашество.
 
(Пожертвование 1200 руб, отправление в 12.00час)
(Входит: проезд, питание, экскурсионное обслуживание)